21 сентября открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки по имени Мария. День великой радости – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Ее рождение было чудом. Иоаким и Анна, родители Марии, были пожилыми и бездетными. Своего ребенка они вымолили, дав обет посвятить рожденное дитя Богу. «О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная!» Так начинается молитва на Рождество Богородицы… Ей часто молятся, во всех бедах она – главная заступница. Во время эпидемий, войн, в тяжелом жизненном испытании Богоматерь спасает и укрывает тех, кто просит ее о помощи. Укрывает заботой – Покровом своим.
Город Константинополь, столица Византийской империи, несколько раз бывал в осаде. Византийцы очень почитали Божью Матерь и к ее заступничеству не раз обращались в критические моменты.
В 860 году византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Интересно, что по свидетельству константинопольского патриарха Фотия, очевидца осады, ответственность за военный конфликт целиком лежала на византийской стороне. Русы приплыли к Константинополю, чтобы отомстить за своих сородичей: незадолго перед этим несколько русов были обращены в рабов за долги, причем их задолженность была столь невелика, что даже многие византийцы признавали решение суда неправедным. От разрушения русскими язычниками город был спасен чудом: Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил ее край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот – «безбожныхъ руси корабли смяте».
«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан…»
14 октября Покров Пресвятой Богородицы – один из самых важных и почитаемых на Руси церковных праздников. История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. Начало Х века. Константинополь окружен варварами. В то время подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы собрались в Влахернском храме, чтобы молиться о спасении. И вот во время всенощной юродивому Андрею Константинопольскому явилось чудо: Пресвятая Богородица, окруженная ангелами, прошла по воздуху в сопровождении святых – Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Она сняла с головы свой омофор (покрывало, головной убор), лучезарно сияющий, и раскрыла его над молящимися людьми. Через некоторое время видения не стало, но все почувствовали благодать, которая опустилась на них. А утром вражеские войска отступили от города. Сами, без всяких видимых причин, просто-напросто стали от города отходить. Сейчас доподлинно неизвестно, кто именно стоял под стенами столицы – дошедшие до нас источники противоречат друг другу. Историки часто склоняются к версии, что варвары – подразумеваются славяне, росы, тогда еще не крещенные... Представляете, наши предки осадили город Константинополь, и Божия Матерь прогнала их…
Помните пушкинского Вещего Олега? Того самого, который обрекал села и нивы врагов «мечам и пожарам»? Согласно летописи «Повесть временных лет», русский князь Олег в 907 году водил свою дружину в поход на Царьград (неофициальное название Константинополя): «и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли»…
Красивый и неповторимый храм Покрова-на-Нерли, возведенный при Андрее Боголюбском в 1165 г., оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет.
…Воистину, человека учат не победы. О князьях Аскольде и Дире известно, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников. Русская церковь начала свой многотрудный земной путь по тернистой стезе исторического христианства...
Парадокс: в византийском богослужении праздника Покрова нет. Может, он и возник, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников, как, например, Похвала Богородице. В 626 году Константинополь осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя. С тех пор этот день, его назвали Похвала Богородице, празднуется на пятой неделе Великого поста.
День Покрова стала отмечать русская Церковь в XII веке (почему праздник возник только спустя 200 лет – загадка). Отмечать военное поражение наших предков как праздник благодарности Деве Марии за ее покровительство, за ее заступничество и помощь стали благодаря Андрею Боголюбскому. Князь перевез из Киева во Владимир византийскую чудотворную икону Божией Матери, и почти все храмы из построенных им и ныне известных, посвящены именно Пресвятой Владычице. Осенью 1164 года великий князь Андрей Боголюбский повелел праздновать Покров-день по всей Русской Земле.
Русский народ поверил, что Россия – один из уделов Божией Матери, сотни церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы раскинулись на наших бескрайних просторах. В XIV веке, когда державность перешла от Владимира к Москве, а Москва унаследовала от Владимира особое почитание Богородицы, ее стали считать небесной покровительницей Московской земли. На Красной Площади стоит самый известный посвященный этому празднику храм – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который обычно все называют храмом Василия Блаженного. Построен по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.
В Покров, по традиции, всей семьей идут в церковь, возносят молитвы и просят Деву Марию о заступничестве и спасении. Издревле считается, что это особенный день: Богородица, усыновившая при кресте своего сына все человечество, простирает свой покров над каждым, и все молитвы будут услышаны. Потому что известно, что ее ходатайство за нас Бог удовлетворит – ибо неразрывна связь Христа и его Матери.
Чудесное видение Божией Матери стало вневременным символом Материнского заступничества за православный народ, свидетельством несокрушимого единства Церкви земной и Небесной, являемого на протяжении всей истории христианства».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл