Православная символика российского воинства
Православная символика российского воинства
Когда под звуки государственного гимна развевается родной триколор, и когда наши спортсмены стоят на пьедестале под «нейтральным флагом» Олимпиады... Какие разные чувства наполняют сердце русского человека! Невозможно оставаться равнодушным, когда неуважительно относятся к символам твоей страны, твоей Родины. У нас к ним особое отношение. Исторически особое. Потому что мы помним и чтим нашу историю, нашу веру.
Существует красивая легенда, или это было на самом деле – мы никогда не узнаем. Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. На третий день бдения ему явилась Святая Мария и приказала трижды обойти Москву с ее образом. По тайному приказу Сталина город трижды облетел самолет с Казанской иконой на борту. Ведь как говорят: «на войне атеистов не бывает»… Через несколько дней советские войска пошли в контрнаступление. К тому же ударили невиданные морозы. В войне наступил перелом, вражеские войска бежали от Москвы. Правильно выбранная тактика советского командования, героизм и самоотверженность защитников Москвы – это очевидно. Но было еще и чудо, явленное молитвами, вопреки многолетней пропаганде воинствующего атеизма. Беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть свидетельство того, что не умерла в народе вера – и спасла нашу Родину, весь мир от фашистской нечисти.
Вооруженные конфликты и войны вписаны в летописи каждого государства. Надежду на спасение, помощь и защиту во время тяжких потрясений и бед люди всегда искали у Бога. Возносили молитвы за Отчизну, за победу над врагами. В славянской традиции много примеров чудесной силы и церковного слова, и православного образа, когда вслед за молитвами христианские святые, великомученики и Богоматерь выступали как защитники и помощники в трудных минутах и на поле брани. На Руси издавна почитали особые, чудотворные иконы, которые прославились в веках, оберегая ее земли от чужеземных завоевателей, пожаров, голода и эпидемий. Их немало и все они прекрасны, как и их история!
Владимирская икона Божией Матери, по молитвам перед которой в XIV веке спаслась Москва от нашествия Тамерлана.
Икона XVII века «Богоматерь Смоленская». Накануне Бородинского сражения икону пронесли по русскому лагерю и служили перед ней молебны, так укреплялась в воинах вера в победу. Один из списков иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны.
Казанская икона Божией Матери. Перед ней исстари молятся о спасении России во время военных действий, о воинах. На уроках истории в советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую Отечественную войну с верой в Сталина и партию. И мало говорили о том, почему эту войну называли священной… В период оборонительных боев под
Москвой, осенью 1941 года, немецко-фашистским войскам до Москвы оставались считанные километры. Советские войска отчаянно сражались… Православные всего мира молились тогда о спасении России.
Владимирская икона Божией Матери
Богоматерь Смоленская
Казанская икона Божией Матери
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих.
Константин Симонов
С незапамятных времен существовали на Руси боевые знамена, флаги, штандарты. Боевое княжеское полотнище называли словом «стяг» (слово «флаг» к нам было перенесено в петровские времена вместе с другими морскими и военными терминами). На стяге вывешивалась эмблема князя. Еще с войн Святослава (965-972 гг.) дружина имела свои стяги.
«Выступи полк... и подняша стяг» (Игнатьевская летопись).
Судьба стяга решала судьбу битвы. Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строилось войско; когда битва распадалась на отдельные схватки – не разобрать, кто где – стяг служил для воинов ориентиром, местом сбора; для того, чтобы держать строй, видеть фланг, знать, где тыл, важно иметь стяг. На иллюстрациях некоторых летописей хорошо видно, что на древке над самим полотнищем стяга иногда размещаются пучки конского волоса, так называемая «стяговая челка» – эта деталь из более древних времен. Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», т.е. если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей.
В XVI в. слова знамение и стяг встречаются одинаково часто, а в начале XVII в. стяг практически выходит из употребления.
Водружение хоругви над вражеским укреплением или городом означало победу русского оружия. Согласно церковной традиции, хоругвь представляет собой зримый символ победы добра над злом, жизни – над смертью. Церковные хоругви и сегодня означают победу Церкви Христовой в битве против смерти и дьявола. Они и сегодня собирают, стягивают, вокруг себя верующих и используются в различных церковных ритуалах, прежде всего, в крестных ходах. В период между крестными ходами они хранятся внутри храма. Эти священные знамена почитаемы так же, как и иконы.
Хоругви появились в IV веке во времена римского императора Константина Великого (272-337 гг. н.э.). Он первым поместил на свое царское знамя изображение Креста. И это стало олицетворением «сильного верой» государства.
В XII веке появляется новое обозначение княжеского стяга – хоругвь. Хоругви – священные знамена церкви. Это слово встречается в литературном памятнике «Слово о полку Игореве»:
А червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра.
Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на древко. Древки высокие, чтобы полотно возвышалось, и было всем видно. Хоругвь оснащена специальным приспособлением, которое позволяет нести знамя вчетвером, так как оно тяжелое, иногда до 40-50 кг.
Военная хоругвь использовалась для обозначения части войска. Отсюда происходит слово хорунжий – то есть тот, кто носит военную хоругвь, войсковая должность в казачьих общинах.
Византийское влияние, оказавшееся столь значительным для культуры Руси после принятия христианства, затронуло и военную символику. В ХIV в. на стягах все чаще помещают образ Иисуса Христа, их стали называть знамением. Князья перед битвами на коленях перед хоругвями просили Бога о даровании победы. Согласно летописям, князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса перед Куликовской битвой.
Е. Муковин. Молитва Пересвета. 2007
Со временем слово «хоругвь» продолжали использовать в широком смысле, для обозначения всех знамен как святых для защитника государства предметов. Так, в «памятке для нижних чинов» военного министерства от 1835 года написано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины…».
Геральдические знаки Вооруженных Сил отображают историю, боевые традиции. Эмблемы и нашивки становятся воинскими регалиями и настоящими святынями для тех, кто их носит. Есть и отдельная наука, сигнуманистика, которая изучает и систематизирует шевроны и знаки различия на военной технике разных лет. К воинским символам, знакам различия, относятся погоны, нагрудные и нарукавные знаки, знаки на головных уборах, погонах и петлицах, канты, лампасы, эмблемы.
•Погоны в России появились на военной одежде при Петре I между 1683 и 1699 гг. И с тех пор почти не изменились.
• Среди знаков различия особое место занимают эмблемы. Они появились в русской армии в 1700 году и назывались тогда «гербы». Носили их на головных уборах, пуговицах, патронных сумках и поясных ремнях. В Красной Армии они появились в 1918 году.

Шеврон. В переводе с французского слово «chevron» означает «стропила». Это память о тех временах, когда офицеры парусного флота нашивали треугольные (в форме стропил) знаки на рукава камзолов, чтобы во время схватки можно было легко разглядеть своих командиров. Позднее появилось множество форм шевронов, но название так и осталось. Шевроны современного типа ввел Наполеон Бонапарт. В его армии за различные сроки службы на рукава мундиров военнослужащих пришивали из тесьмы, шнура, шитья красные галуны в виде одинарных, двойных или тройных линий, имеющих форму буквы V (victoria – «победа»). Имеющие нашивки за выслугу лет получали прибавку к жалованию. Эту систему переняли и другие армии Европы… Современные шевроны – военные эмблемы любой формы – стали знаками различия по признаку «свой-чужой» на одежде, вооружении и военной технике. 3 марта 2022 года буква «Z» впервые появилась в официальных аккаунтах государственных социальных сетях. Тогда Министерство обороны Российской Федерации опубликовало серию изображений, украшенных символами «Z» и «V». Символ «Z» использовался рядом с фразами «За победу» и «За мир», а также хештегом #СвоихНеБросаем.
М. Скотти. Минин и Пожарский. 1850
Многовековые православные традиции российского воинства продолжаются и сейчас – в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Из мобилизационного резерва на стороне ДНР действуют воинские формирования, которым дают имена русских святых. Первым стал батальон «Русь». Он действует с 2014 года. Парни из батальона – резервисты, в прошлом люди сугубо гражданские – приняли присягу на верность Родине.
Православные символы на передовой
За «Русью» появились и другие. Батальон «Добровольческий Отряд имени святого благоверного князя Александра» (батальон «Невский») основан 14 октября 2022 года, когда на праздник Покрова Богородицы в Санкт-Петербурге митрополитом Варсонофием в Александро-Невской Лавре было освящено знамя отряда, и с благословением подарена отрядная икона.
Под православными знаменами сегодня сражаются многие. Это участники и таких батальонов, как «Александр Пересвет», «Архангел Михаил». Будут и новые части, и названия, и новые православные стяги. Как будут и новые герои, хранимые чудотворными святыми земли Русской. Так, в декабре 2022 года во время совместного молебна воинов этих батальонов произошло настоящее чудо: обильно замироточила Донецкая икона Божией Матери. Миро изливалось прямо на руки державших ее бойцов-добровольцев, которые отправлялись на фронт…
Православная Церковь в России всегда играла особую патриотическую роль в период войн и иных социальных потрясений, с которыми сталкивался наш народ. Молиться – это то, что может и должен делать каждый христианин, но 70 лет советской идеологии не прошли даром: истинно верующих людей не так много… Но воин – это особый статус. Независимо от того, сражается он или несет службу, готовясь в любой момент встать на защиту Родины, воину необходима молитва, духовная поддержка. Каждого из нас.
Политолог, обозреватель ТК «Спас», военный корреспондент, ведущий программы «КонсерВатники» Андрей Афанасьев в эфире программы на «Радио России» рассказал о своем репортаже «Батальоны с именами Святых» из ДНР. Его соведущий, Роман Антоновский, отметил, что появилось много батальонов с именами святых, где воюют воцерквленные люди, священники ведут работу, чтобы наши воины смело шли в бой. И задал вопрос: «Нет ли здесь противоречия в том, что под знаменем Спаса Нерукотворного бойцы идут в бой? Гражданский конфликт – ведь с той стороны тоже есть православные люди?»
Андрей Афанасьев возразил: «Есть такое распространенное заблуждение, основывающееся в основном на таком направлении, как «толстовство» – непротивление злу насилием, подставь левую щеку… Слова про «подставь левую щеку» – они касаются лично твоего противника, человека, который оскорбляет тебя. Если нападают на твою семью, твой народ (а это большая семья), то ты обязан как христианин, как православный защитить ближнего. То, что сейчас происходит – это война за сохранение веры. Посмотрите, что происходит с православием каноническим на территории бывшей Украины. Его просто втоптали в грязь, осквернили Киево-Печерскую лавру. Вместо канонической церкви православной насаждают раскольников – никем толком не признанных, не имеющих нормального рукоположения, просто ряженых в рясах на зарплате у киевского режима.
На нашей стороне сражаются Александр Невский, Архангел Михаил, Александр Пересвет, Георгий Победоносец, Андрей Первозванный, Дмитрий Донской, Все Святые в земле Российской просиявшие.
Подразделения донецких резервистов, взявшие имена святых, отличаются стойкостью и высоким боевым духом как в обороне, так и в наступлении. Это как раз тот случай, когда дух творит себе форму.
Послушайте мой разговор с удивительным человеком, прекрасным воином в звании полковника и глубоко верующим, духовным человеком. Это он придумал и реализовал на участке фронта, за который несет ответственность, замысел, доказавший свою эффективность. И сейчас этот опыт все активнее применяют и на других направлениях. Благодаря таким людям, как Японец (это позывной героя нашего спецрепортажа), мы возвращаемся к своим духовным корням».
ВОЙНА ЗА СОХРАНЕНИЕ ВЕРЫ
Морально-психологическая составляющая – важнейшее условие боеспособности подразделения. Армия должна получать самые современные средства для ведения боя, но если они будут попадать в нетвердые руки, пользы от этого не будет. Поэтому важнейшим делом в рамках СВО стал поиск той идеологической базы, на основе которой можно объяснить бойцам, почему они должны твердо держать оборону или идти на штурм. Пока в тылу продолжают ломать копья на тему идеологии и подходов, на передовой бойцы и офицеры сами, опытным путем, нащупали решение. На Донецком направлении одно за другим стали появляться подразделения с именами святых воинов.
Японец:
«Батальоны с именами Святых»: репортаж Андрея Афанасьева из зоны СВО
Афанасьев:
Афанасьев:
Японец:
Японец:
Мобилизованные резервисты, еще недавно шахтеры, водители, учителя, проявляют удивительную твердость, как в обороне, так и в наступлении, подают пример высоко боевого духа. И на вопрос о природе этого фронтового чуда многие указывают взглядом на свои шевроны, где помимо цифр и букв, обозначающих подразделение, есть и лик их небесного покровителя: ангела-хранителя всего батальона. Есть у подразделений и земные защитники и хранители – те, кто внимательно за ними следят, оберегают их от внешних и внутренних врагов и роковых ошибок. С одним из них, в звании полковника, мы и записали этот разговор… Идея называть подразделения именами святых принадлежит Японцу. Именно такой позывной у героя этого выпуска.
– Мы столкнулись с тем, что появились такие отказники (не люблю это слово) – люди, психологически не готовые к ведению боевых действий. Звонил своему руководству, сказали: «Гауптвахта». Я говорю: «Товарищ полковник, если сейчас отправлю на гауптвахту, завтра там будет весь батальон. Почему? Потому что там тепло, там не убивают и кормят. Нам нужно что-то противопоставить. Нужно выходить из положения». Решил: профилактические беседы. Вызвал одного, второго, третьего – порядка трех-четырех часов беседа, и вся она сводилась к тому, что я доставал из кармана свои иконы, которые со мной на протяжении всех восьми лет, и рассказывал о каждой. Каждая иконка напоминает мне о боевых действиях. Эта с четырнадцатого года, она
была в удостоверении, которое выдавал мне Стрелков. Это святой, который близок мне – Георгий Победоносец... И через какое-то время я почувствовал, что не хватает у людей понимания, для чего мы. И есть страх, страх погибнуть… тратить свою жизнь. И присутствие веры в них. Заметил, что есть командиры взводов, которые православные, и у них подразделение не переживает – не боятся.
Хорошо помню случай, который произошел на Песках. Комбат попросил подъехать, провести беседу, потому что весь взвод перестал слушаться – дисциплины нет, сам командир в перепуганном состоянии, команды внятной отдать не может. Сейчас мы его воспитывать будем. Передо мной офицер, уволившийся из правоохранительных органов МВД в звании капитана, прослужил 27 лет в уголовном розыске. Находится в глубочайшем стрессе, страх погибнуть... Честно признался: «Я не знаю, зачем я здесь». И вся наша беседа стала уходить к укреплению духа. А вера укрепляет дух. Духовитые люди – они не в бронежилете свою защиту видят – они верят в то, что с ними ничего не произойдет. Я пришел к Богу с начала СВО сам. Да, у меня было отношение, я был крещен, но силу я познал, став участником второй кампании. Заканчивая беседу с нашим капитаном полиции – иконки, рассказ… Он стал вести себя по-другому. Он до сих пор служит, он перестал бояться, не могу сказать, что он лучший, но он не хуже, чем другие командиры. Потому что есть адаптационный период войны. Страх, ужас... Постепенно ты привыкаешь, и для тебя это не в новинку – оторванные конечности, прости Господи…
Мы провели 129 бесед, могу сказать, что это было 129 проповедей, малых проповедей, и понял, что есть необходимость в военных священниках. Стал читать, стал понимать опыт применения царской империей военного духовенства, военных священников. У меня зародилась эта идея, и Божьим промыслом к нам приехал Борис Корчевников.
– Руководитель телеканала «Спас», известный журналист Борис Корчевников, узнав, что среди военных на Донецком направлении есть запрос на такую, особенную, духовную поддержку, немедленно связал их с Синодальным отделом по взаимоотношениям с Вооруженными силами. Именно это подразделение Московской Патриархии отвечает за окормление военнослужащих, направляя на фронт военных священников, штатных сотрудников Министерства обороны или добровольцев.
– Положительно на морально-психологическое состояние бойцов сказывается не только присутствие священника в подразделении и возможность помолиться и приступить к таинствам. Для военных важны символы и знаки, которые их окружают, особенно, когда речь идет об их подразделении – некоей единой сущности, едином организме. В ХХ веке было принято давать подразделениям в основном цифровые или буквенные обозначения. Сегодня же у бойцов родилась идея дополнять их именем святого, который должен стать небесным покровителем подразделения. На шевроне батальона «Русь» – христианский крест, а покровителями батальона являются Все Святые, в земле Российской просиявшие. С него все и началось.
– Так мы стали применять практику направления в подразделения батюшек, которые окормляли военнослужащих. В тех подразделениях, где батюшка пребывал стационарно, проходил службу, вел беседы и своим примером показывал, как это – выходить на позицию без бронежилета, верить в то, что все будет хорошо, и ничего не случится, и что успокоение есть в храме, который находится в части. У нас в подразделении «Русь» храм – это маленькая комнатка. Алтарь находится там, где окно (мы его заложили). Когда все молятся, никто не задумывается, что молимся мы в окно – источнику опасности, которая может быть при взрыве, но каждый уверен и верует, что этого не произойдет.
– Первым было названо подразделение «Русь». Бог так управил, что к нам приехал в гости один из православных людей. Алексей. Он не священнослужитель, но глубоко верующий. У него родственник – один из совладельцев хоккейного клуба «Русь». Он привез нам шевроны. Глядя на него, я задумался о том, что идет война за воссоединение той православной Руси, которая у нас была ранее, и предложил ему, если он не против, отдать нам эти шевроны, а мы просто допишем внизу 11-17. Он согласился, и одно подразделение назвали «Русь».
Второе подразделение мы не планировали назвать, мы вообще не задумывались об этом, но Бог управил. Пески обороняло подразделение резервистов. Сейчас об этом уже можно рассказать. В том месте, где стояла 53-я механизированная, где стояло подразделение специального назначения СБУ, где находилось подразделение Santa из правого сектора, держалось всего около 500 военнослужащих батальона «Русь». Перед военной контрразведкой встал вопрос, как сделать, чтобы в самом узком месте – так называемых, «Донецких воротах» – не произошел прорыв. На одной из операций в Марьинке я познакомился с командиром разведывательной бригады, тренером, увидел, какие у него работают из отделения спецназа бойцы из 22-й бригады специального назначения Новочеркасска. Познакомились, подружились, и я говорю: «Ты не против, чтобы твои бойцы, те, кто пожелает, создавали на нашем направлении видимость? Я через свои возможные технические каналы буду «вбрасывать» связь, противник это запеленгует и, соответственно, будет опасаться. Вызвалось два человека. Два снайпера. Позывные – Змей и Хантер. Через СМИ я максимально стал их показывать: то они стреляют из БТР, то они стреляют, как снайперы – и создавать беспокоящую активность. В радиоэлектронной разведке мы стали пеленговать, что в разговорах противник стал использовать дополнительную терминологию о наличии у сепаратистов (как они нас называют, у орков) еще и спецназа на этом участке. После определенной боевой операции к нам приехал фотограф известный, он назвал Змея Невским, так как тот был очень похож. Буквально через неделю Невский погибает. Для всех это большое горе… Трагически погибает. Тяжело мы вытаскивали его из БТР – около шести часов… Вытащили, похоронили, и парни сказали: «Нам так его жаль. Давайте, внесем его в список наших военнослужащих навечно. Сделать это технически было невозможно… Я предложил: «Давайте, в честь его имени и в честь православного святого, назовем «Александром Невским» это подразделение. Все согласились. В шевроне используется винтовка Мосина – как прошлое и как связующий символ мобилизированных – и современная винтовка Лобаева, как символ будущего. На шевроне эти два символа перекрещены. И возглавляет эту композицию шлем Александра Невского.
Третье подразделение – «Архангела Михаила» – появилось после удачного отражения контрнаступления противника. В районе Старой Михайловки противник предпринял попытку прорыва, используя то состояние деморализации, когда все узнали, что отходят войска от Киева. Перед подразделением резервистов, подразделением 15-39, стояли морские пехотинцы, а в наступление пошло порядка двух танковых рот и около двух батальонов живой силы. Наступление на том участке было массированным и продолжительным – около двух часов. Подразделение морских пехотинцев стало отступать, указывая резервистам, что надо отходить всем. Резервисты отказались отступать, командир дал приказ: «Стоять до конца!» Бой продолжался. Через 30 минут в окопы стали возвращаться морские пехотинцы и продолжать бой. Атаку они остановили. Командующий корпусом Туманов вызывает к себе командира, чтобы поощрить, и узнает в нем своего сослуживца – кадровый российский военный, с большим стажем (не одна командировка в Сирию), они большие друзья – и он его делает личным резервом. После этого приходит такая идея – именовать его в честь православного святого.
Имя и небесный покровитель для подразделения – такая же тонкая и значимая вещь, как и для отдельно взятого человека. И если ребенку имя дает отец и мать, то у батальона отец – это, конечно же, комбат. И именно он, посоветовавшись с офицерами и солдатами, должен принимать такое решение.
Японец:
Афанасьев:
Афанасьев:
Японец:
Японец:
– Мы задумали назвать данное подразделение «Георгием Победоносцем». После чего приехали для беседы. Миша слушал долго, как воин, но предложение назвать «Георгием Победоносцем» отклонил и предложил назвать подразделение «Архангелом Михаилом», мы улыбнулись и приняли данное название. В разработке шеврона участвовал Афанасьев Андрей, шеврон получился великолепный. Очень часто разные медийные личности и депутаты, и гуманитарные миссии, приезжая, спрашивают шеврон именно «Архангела Михаила»: каждому православному человеку близок данный воин, данный святой – как символ отмщения за то, что сделали и делают с нашей землей. Это такой, знаете, ангел с мячом, и у многих он ассоциируется именно с Михаилом – командиром данного подразделения…
Расскажу историю. До начала СВО, в декабре, Михаил ушел на пенсию в звании майора. Звание подполковника он так и не получил, так как славен был тем, что мог не выполнить преступный приказ. Мы долго с ним беседовали, он говорил, что хочет прожить спокойную, размеренную жизнь, постоянная война надоела – военная служба 30 лет… Прибыв на эту территорию, он сразу же получил должность заместителя начальника учебного центра, который занимался срочной службой Донецкой народной республики. Михаил согласился: «Буду заниматься со срочниками. Курс молодого бойца – это то, что я лучше всего умею». Приступил к выполнению должностных обязанностей он в январе, а в феврале началась СВО, после чего генерал-майором Денисом Синенковым была выдвинута кандидатура командира батальона….
Обращение к духовной традиции и истории дает свои реальные плоды: не прошло и пары месяцев, как в беседе военнослужащие стали цитировать Японцу Льва Гумилева, сказавшего в свое время блестящие слова про объединение русских княжеств в единое государство перед лицом опасности: «Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах». Так и сегодня мы видим, как Великая, Малая и Белая Русь вновь собираются воедино.
Именем героя Куликовской битвы – воина-монаха Александра Пересвета – назван один из батальонов на Донецком направлении. Его предложил отец Роман, военный священник-доброволец, окормлявший это подразделение.
Подразделение и в настоящий момент показывает немалые результаты. Имелись и тяжелые моменты. С этим подразделением я попал под страшнейший обстрел: мы в течение трех часов находились в подвальном помещении, которое завалило. Этот эпизод будет описан в книжке Кочеткова…
Дальше стало немножко легче, потому что появилось понимание, появилось уже у первых трех батальонов информационная оболочка – такая правильная история, посыл. При следующих беседах в подразделениях, ссылаясь на практику названного батальона (в тот период их было уже пять).
Следующим появилось подразделение «Андрея Первозванного». Это батальон 111 полка, который на тот момент находился на Херсонском направлении. Беседа проводилась с заместителем командира батальона, которого я хорошо знаю с 2014 года, позывной его Карат.
– Данный шеврон, я считаю одним из самых красивых шевронов, какие есть сейчас в подразделении: на нем волевой воин Пересвет, шикарное написание, а самое интересное – монашеская одежда. Кто бы ни получил в дар шеврон, отмечает именно красивый образ Пересвета. Кстати, в этом шевроне впервые появился сам образ святого. Если раньше мы использовали определенные символы, как в «Архангеле Михаиле» – меч огненный, в «Александре Невском» – снайперские винтовки, то с «Александра Пересвета» мы стали использовать лик святого, что имеет еще определенный подсмысл, который вынашивал я, и в который, думаю, верят все остальные: это малая икона, которую носит у себя на руке боец.
Пятым подразделением у нас был «Георгий Победоносец». Это самый любимый православный воин, святой, который нравится мне. Я очень ждал подразделение, которое будет именовано в честь такого духовитого, сильного и прекрасного святого. Прекрасный образ Георгия, пронзающего все то зло, которое имеется под копытами лошади (даже не под ногами самого всадника, а под копытами лошади, ибо недостойно находиться под ногами Георгия). Это подразделение имеет очень интересную историю. Командир батальона. Воевал с 2014 года, зовут его Вячеслав. Очень скромный, очень сдержанный, прекрасный человек, специалист. Помню наступление на Марьинку (данное подразделение с начала СВО наступает именно на Марьинском направлении). Он применил все свои навыки военного искусства для обороны, а потом и в наступлении. Так как первые месяцы мы держали оборону на Донецком направлении, а после того, как началось наступление на Марьинку, он удачно участвовал в оборонительных операциях… Когда ты проецируешь любовь к этому святому и то, как ты относишься к командиру, а самое главное – ты трепетно относишься к тем моментам сражений, которые ты пережил вместе с этим подразделением,– и появился замысел назвать это подразделение «Георгием Победоносцем». На это положительно отреагировал и командир, и один из создателей «Русского Союза» Алексей Кочетков, который имеет определенную связь с подразделением.
– Точно. У нас в 111 полку именем названы два батальона из пяти, и оба имеют имена Андрея, но один – Боголюбский, а второй – Первозванный. И имя святого выбирало подразделение. Мы предложили на выбор различные имена святых, и Карат – подполковник вооруженных сил Донецкой народной республики – после долгого совещания со своим командованием предложил и форму шеврона, и название. Шеврон мы изменили под типовой тех подразделений, которые были названы ранее, он получился достаточно каноническим. Вы знаете, в шевроне читается этот добрый образ заместителя командира батальона Карата, который, к сожалению, в настоящее время ранен. Слава Богу, он живой... Подразделение переместилось с Херсона на Угледарское направление, вступило в бой, и первую потерю понесли офицеры, что говорит о высоком звании офицера: не где-то там за спиной, а сами поднимали личный состав в бой. Первое ранение получил командир батальона, после чего командование взял на себя Карат, и тоже был ранен на следующий день от артиллерийского удара польским боеприпасом. Каска в момент взрыва раскололась, но так Бог управил, что взрыв он пережил, однозначно, по Божьей благодати, чудом Божьим.
В тот период была очередная командировка нашего уважаемого и любимого телеканала «Спас», нас посетил отец Георгий, который причастил нашего раненного товарища.
– Комбат и Карат живы. Вместе с военным священником-добровольцем отцом Георгием (Шабаловым) мы навещали Карата в Донецком госпитале в начале февраля, практически сразу после того, как он получил это тяжелое ранение. Сегодня, когда запись выходит в эфир, мне сообщили радостную новость: Карат уже сам встает и держится на ногах. Чем не маленькое чудо?
– Комбат и Карат живы. Вместе с военным священником-добровольцем отцом Георгием (Шабаловым) мы навещали Карата в Донецком госпитале в начале февраля, практически сразу после того, как он получил это тяжелое ранение. Сегодня, когда запись выходит в эфир, мне сообщили радостную новость: Карат уже сам встает и держится на ногах. Чем не маленькое чудо?
Слушая эти истории, понимаешь, что любой военный конфликт – это не просто противостояние людей и железа, соревнование экономик и информационная борьба – это, безусловно, и духовная брань. Наши военные это понимают лучше, чем кто бы то ни было и, призывая в свои ряды святых, стараясь жить по заветам наших предков, они, безусловно, приближают нашу общую победу.
Афанасьев:
– Это точно Первозванный? Не Боголюбский?
Афанасьев:
Афанасьев:
Японец:
Он тоже офицер запаса, призван. Несмотря на то, что военное дело было совсем не его профилем, он справляется со своими должностными обязанностями, такой бравый и веселый парень, улыбчивый, такой светящийся… Вы знаете, очень красивый получился шеврон. Вот задумки: когда закончится СВО, выпустить шевроны, чтобы они были все на одной основе, под стеклом – получится шикарный иконостас. Я прямо вижу, как они будут выпускаться в подарочном исполнении для наших близких, для наших жертвователей – для тех людей, которые нам помогали, и достойное место займет шеврон «Дмитрия Донского». Чем он красив? Образ с памятника, который установлен на территории Российской Федерации, и само изображение олицетворяет победившую Россию. Восставшую против зла и победившую это зло. Он гордо смотрит вверх, он на коне, за ним развевается Победа, его грудь наполнена свободным дыханием… Не знаю, правильно ли я описал то, что вижу на шевроне, мне почему-то захотелось увидеть именно этот образ.
В этом подразделении командный состав очень тщательно изучает теорию, широко практикует полученные теоретические знания. Мы, неоднократно приезжая к ним в гости, удивлялись, что они не находятся в пункте опорном, а находятся на полигоне, работают группами, используя новейшую на тот период стратегию сопровождения штурмовых групп квадрокоптерами. Молодцы!
Мы передали им два транспортных средства, которые жертвовали различные люди и, как ни странно, одно из подразделений, а именно «Георгия Победоносца», пожертвовало своим братьям УАЗик. Позвонил мой близкий товарищ, говорит: «У нас есть «буханка», если комуто нужна, можем поделиться». И как были удивлены бойцы «Дмитрия Донского», когда им передали «буханку» такие же резервисты, как они. И вот это и есть боевое братство, когда ты делишься в трудную минуту, не излишествуешь в чем-то, а распределяешь, понимаешь необходимость транспортных средств. Гуманитарная помощь туда доходит мало. Телеканал «Спас» неоднократно передавал туда и квадрокоптеры, и тепловизоры, вот последний привоз передадим туда, потому что парни молодцы, они используют правильную стратегию в расходовании материальных средств. Они для сброса самодельных взрывных устройств не используют дорогостоящие «маленькие третьи», а используют «маленькие вторые». Даже у них имеются Mini2, с которыми они умудряются сопровождать свои штурмовые группы, прикрывая тем самым их и сбрасывая в нужный момент на противника, который закрепился в опорном пункте, самодельные взрывные устройства. Очень жаль, что эту стратегию мало применяют, хотя она довольно проста и очевидна. Их опыт переняли в спецназе Министерства госбезопасности, который параллельно находится на рубеже…
Кстати, данное подразделение умудрилось взять в плен ряд офицеров, которые под Волновахой отступали и попали на засаду подразделения. Транспортное средство «Казак» сумели сохранить. Хотя другие отделения пытались этот трофей себе присвоить, но отстояли. Когда я потом общался с одним из командиров, он сказал: «Нам так было необходимо транспортное средство, что мы были готовы доставать его голыми руками!» Данное транспортное средство до сих пор эксплуатируется, используется не только для штурма, но еще и для определенных вылазок, как это было на Запорожском направлении, когда дезинформировали противника и совершили дерзкий такой выход, результативный. Не так, как планировали, но тоже вышло неплохо.
– Следующее подразделение, которое получило название православного святого воина, это был «Дмитрий Донской».
Это 123-й полк, 4-й батальон. Подразделение имеет свой боевой путь – и на Угледарском направлении, и на Запорожском направлении достаточно долго находилось в обороне. В настоящее время бойцы ведут наступательное действие на Угледарском направлении – они штурмовики. Название «Дмитрий Донской» было принято совместно с одним из заместителей командира батальона, позывной Седой или Бур. Зовут его Юра, мой великолепный старый товарищ, с которым мы прослужили в определенном Министерстве достаточно долго.