Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи. Несмотря на своеобразное название, Антипасха не является противопоставлением главного христианского праздника – это день, завершающий древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны». Второе название праздника – Фомино воскресенье – связано с человеком, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других. Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом).
Фома Неверующий – так говорят о человеке, которого сложно в чем- либо убедить. Почему?
Бога нет...
Ну что ж, и слава Богу...
Без Него достаточно хлопот.
Сея в сердце смутную тревогу,
над землей
пасхальный звон плывет.
Бога нет...
Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание и слушай,
как пасхальный звон плывет в ночи.
Все сильней, все праведней, все выше
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
черный воздух
над моей страной.
Бога нет...
Ну что ж, я понимаю...
И, влюбленный в белый, бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.
Но был ли Фома действительно более неверующим, нежели другие апостолы? Апостолы не поверили Марии Магдалине, когда она пришла сказать им, что Христос жив; не поверили женам-мироносицам, пришедшим от гроба и возвестившим им о воскресении Христа. Однако в Евангелии нет ни одного места, где бы апостол Фома высказывал свои сомнения Христу или спорил бы с ним… И в неверии Фомы нет равнодушия. По утверждениям богословов, Фома очень сильно любил Иисуса Христа, когда-то он был готов даже умереть за него. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос собирался уже отправиться в Иерусалим к заболевшему другу, Лазарю, то апостолы очень испугались, они не понимали, зачем нужно так рисковать, почему Христос идет прямо в руки своих врагов. И тут Фома призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца, и если понадобится, то и умереть вместе с ним: «Пойдем и мы умрем с Ним».
Фома не поверил не Христу, а апостолам. Смерть Учителя стала для него крушением всего мира: надежда на то, что Иисус Христос есть обетованный Мессия, оставила его. Есть мнение, что он потому и не поверил другим апостолам о Воскресении Христовом, чтобы не сеять в душе бес- смысленную надежду. Может быть, боялся еще более болезненного разочарования. А вдруг на самом деле не воскрес Учитель? Как тогда жить дальше?..
Есть и другое мнение: это промысел Божий даровал новое, наиболее доказательное подтверждение истины воскресения. «Неверие», как ни парадоксально, оказало благодатное воздействие на всех окружающих людей. Так бывает. Можно всю жизнь считать себя христианином, но так и не встретить Христа, если не искать этой встречи. Неверие Фомы привело его к Христу.
Фома – один из двенадцати ближайших учеников Христа. «Фома» – его прозвище, которое по-арамейски значит – «близнец». Он был рыбаком из галилейского города Панеады, и на самом деле его звали Иуда. Услышав однажды проповедь Спасителя, без сожаления оставив все, последовал за ним и стал одним из самых преданных учеников Господа.
После Своего воскресения Христос явился десяти апостолам – среди них недоставало предателя Иуды и Фомы. По какой причине в этот момент среди апостолов не оказалось Фомы, из евангельского текста нам неизвестно.
… Не поверил Фома, когда сказали ему другие апостолы, что они видели воскресшего Учителя. Он счел это известие невероятным: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). Отсюда в народе и пошла поговорка: «Фома неверующий».
И Господь пришел. Через восемь дней Христос явился Фоме и предложил выполнить эти в запальчивости сказанные слова. Фома тут же воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Ему уже не нужны были никакие проверки, он увидел то, что так желал увидеть – воскресшего Христа. «И не будь не- верующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк 20:27). Почему Христос не позволил прикоснуться к себе Марии Магдалине, встретившей его утром на Пасху, а Фоме, напротив, предложил вложить перста в свои раны? Это очень высокая степень доверия и знак близости, и следствие веры Фомы.
После этого апостол Фома снова вернулся в Индию и проповедовал там, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Здесь за имя Христово святой принял мученическую смерть. Он обратил к вере супругу царя Муздия (правителя индийского города Мелипура), за что был заключен в темницу, претерпел пытки, и пять воинов пронзили его копьями. Закончил свой жизненный путь некогда неверующий Фома в 68 году.
По преданию, царь Муздий уверовал во Христа уже после смерти апостола Фомы и со всеми своими вельможами принял крещение, а индийские христиане стали называть себя «христианами апостола Фомы».
После Вознесения Иисуса Христа на небо апостолы пошли в разные страны проповедовать слово Божие. Фоме досталась Индия, далекая от Палестины и географически, и культурно. Святитель Иоанн Златоуст сказал о нем: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так, что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, умерла Дева Мария. Так получилось, что апостол Фома прибыл в Иерусалим только по прошествии двух дней после погребения Богородицы. Он был очень опечален тем, что не смог попрощаться, стал плакать возле гроба. Тогда, апостолы сжалились над Фомой и открыли гробницу, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но тела в пещере не было, остались только погребальные одежды. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Христу, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса. Промысел Божий…
Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога»
(Протоиерей Димитрий Смирнов).
Когда Господь шел по водам, его ученик Петр, который любил Христа, сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился — стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Он смог пройти по воде, пока не иссякла вера.