В зоне действия специальной военной операции сражаются войсковые подразделения, названные в честь православных святых. Первым был батальон «Русь», созданный в Донецке из мобилизационного резерва, а затем появились и другие. Их много – «Александр Невский», «Александр Пересвет», «Архангел Михаил», «Дмитрий Донской», «Андрей Боголюбский», «Андрей Первозванный»...
«Дмитрий Донской» – так назвали штурмовой батальон, боевой путь которого прошел и на Угледарском, и на Запорожском направлении. И это не первый раз, когда имя православного святого воина Дмитрия Донского звучит на поле брани. Во время Великой Отечественной войны верующие с оружием в руках выступили на борьбу с фашистами или посильной лептой помогали Родине в тяжелую годину. Его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. Танки с надписью «Дмитрий Донской» дошли до Берлина!
Святой благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350-1389), внук Ивана Калиты, вошел в историю как собиратель русский земель, а его имя неразрывно связано с Куликовской битвой, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.
Под строгим присмотром отца, вошедшего в отечественную историю под именем Ивана Ивановича Красного (Красивого), учился юный князь воевать и править. Духовным наставником был святитель Алексий Московский, он и стал опекуном девятилетнему Дмитрию, когда умер его отец. Митрополит Алексий, человек незаурядных способностей, обладавший сильным характером и большим авторитетом, руководил борьбой Дмитрия за объединение Руси, за право Москвы на верховную власть. митрополит всея Руси Алексий скончался в феврале 1378 года. Двадцать восемь лет прожил Дмитрий под его духовным присмотром, и ни в чем не мог он упрекнуть своего наставника. За эти годы Дмитрий Иванович превратился в талантливого политика и военачальника.
В жизни Дмитрия Донского были четы- ре войны:
• Война с Суздалем. В 1360 году Дмитрию было всего десять лет, а его двоюродному брату Владимиру Серпуховскому еще меньше – не было взрослых московских князей, чума выкосила династию. Суздальские князья поехали в Орду и стали там доказывать хану, что в Москве одни дети – они управлять не могут. Поэтому ярлык на великое княжение надо отдать им, суздальцам. Бояре московские тоже ездили в Орду с подарками, возили юного Дмитрия с собой во все военные походы, как символ – вот наш великий князь. Борьба за великое княжение длилась шесть лет, ярлык переходил из рук в руки, и закончилась победой Москвы.
• Через год случилась вторая военная кампания, с Великим княжеством Литовским, и ее Дмитрий провел уже как полководец. Два похода войск великого князя Ольгерда на Москву были неудачными, а в третий раз московская армия Донского сокрушила войско Ольгерда.
• Войну с Тверью (1375 г.) князь Дмитрий провел самостоятельно, и в этой войне Москва победила, оставив ярлык на великое княжение за собой.
• Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года, – переломное событие, показавшее силу объединенного русского войска и способность Руси противостоять Орде.
Узнав о приближении Мамая, князь Дмитрий принял решение немедленно выступить против врага. Для того чтобы бросить вызов хану, необходимо было накопить силы и вывести против него объединенное общерусское войско. Он разослал своих гонцов по всем княжествам: «Присылайте войска!» Никто не прислал – хотели отсидеться, посмотреть, как дело пойдет… Дмитрий увидел, что его все предали, и он может рассчитывать только на свое московское войско. И вот в этой ситуации князь нашел единственно правильный выход: он стал собирать ополчение – простых людей, которые никогда на войну не ходили. Чтобы их поднять, нужно бы- ло объявить войну священной, и сделать это мог известный, уважаемый всеми человек, которому верили. И вот 16 августа 1380 года князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь попросить благословения у игумена Сергия Радонежского. Преподобный сказал: «Я даю тебе свое благословение, и ты увидишь его». И тут подошли два монаха, Пересвет и Ослябя, которые отправились вместе с Дмитрием Донским на Куликовскую битву. Это было мудрое решение преподобного, так как все знали этих людей, и все знали, что монах может покинуть монастырь и пойти на войну только при благословении игумена. Пересвет и Ослябя везде ездили рядом с князем Дмитрием, и народ понимал, что их благословил преподобный Сергий на священную войну. На этот призыв откликнулись даже из тех политических объединений, которые не хотели поддерживать Москву. Согласно ряду свидетельств, никогда еще Русь не выводила на поле битвы силы такого масштаба.
Продолжая дальновидную политику своего деда, князь Дмитрий, действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, объединял вокруг Москвы русские земли, медленно, но верно укрепляя ее положение как политического центра Руси.
Дмитрий Донской, глубоко верующий человек, поддерживал православные храмы и святые обители, стал основателем Николо-Угрешского монастыря. При его помощи и содействии были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. В его княжение в Москве были возведены Симонов и Андроников монастыри, прикрывавшие подступы к центру города.
Иван Калита построил в свое время деревянный дубовый Кремль, а при его семнадцатилетнем внуке в 1367 г. возводится большая каменная крепость. Этот белокаменный Кремль произвел такое впечатление на русских людей, что вплоть до XIX в. (когда уже четыре столетия стоял современный нам кирпичный Кремль Ивана III) Москву продолжали называть «Белокаменной».
Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года. Он передал великое княжение старшему сыну Василию как «свою отчину», впервые без санкции Золотой Орды. Похоронен в Москве, в Архангельском соборе Кремля. Канонизирован Поместным собором РПЦ в 1988 году.
День памяти благоверного князя Дмитрия Донского отмечается первого июня.
8 сентября 1380 г. произошло крупное сражение на берегу рек Непрядвы и Дона, которое прозвали Мамаевым побоищем или Куликовской битвой. С огромными потерями, но Куликовская битва была выиграна. Раненого Дмитрия искали больше часа, нашли заваленного несколькими телами убитых воинов. Придя в себя, он сказал: «Сей великий день сотворил Господь».
Историки признают, что Дмитрий Донской как полководец, как организатор этой борьбы, все сделал правильно: он выступил навстречу Мамаю, перешел через Дон, поставил засадный полк, а когда начиналась битва, он проехал перед своими войсками, показав, что он с ними – великий московский князь Дмитрий. Донским его назовут позже, в Степенной книге.
Куликово поле почитается в народе как первое ратное поле России. На сражение шли воины под стягами разных дружин, а возвращались – граждане единой страны. С чувством собственного достоинства. Впереди был еще целый век борьбы с Ордой, но победа на Куликовом поле вселила в русских уверенность в своих силах.
«Степенная книга» – один из памятников русской исторической литературы XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времен до 1560-х гг. Писалась она, вероятно, для царя Ивана IV Васильевича Грозного. Составитель Степенной книги – протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Андрей.
Хорошо знакомый со школьной скамьи исторический эпизод: Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво... Легендарные подвиги Александра Пересвета, Дмитрия Донского и других русских воинов были описаны в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV век).
День памяти благоверного князя
Дмитрия Донского
И. Глазунов. Канун. Перед Куликовской битвой. 2004
Русские земли платили в Золотую Орду дань. Страна изнемогала от ига, а после того, как в середине XIV века прошла волна эпидемий чумы, сократилось население, и русские князья стали требовать у ордынского хана сократить размер дани. Темник Мамай, который в то время правил в Орде, отказал московским князьям в просьбе: «Никаких поблажек Руси». Дмитрий Донской решил больше не выплачивать Орде дань.
В августе 1380 года в Москву пришли вести, что Мамай снова выступил на Русь, что он хочет повторить нашествие Батыя и привести Русь к полной покорности. Одна из гипотез, почему Мамай пошел на Русь, – это его желание прекратить кочевую жизнь и основать свое государство. Если прежние ордынские ханы не покушались на веру славян, то Мамай был настроен кардинально переменить русский мир. Не разрушать русские города, а сесть на трон, обратить славян в ислам. И для этого ему было нужно толь- ко одно: захватить Москву. Поэтому на Куликовом поле решалась судьба России – быть ей или не быть.
М. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем. 1943
Г. Сорогин. Въезд Дмитрия Донского в Коломну. 2011
В. Криворучко. За Землю русскую. 1972