Василий Дмитриевич Сиповский (1844-1895) – российский историк, выдающийся педагог и популяризатор исторических знаний. Недостаток просвещения он считал одной из главных причин многих бедствий, постигших в прошлом Русь. Наиболее известным трудом Сиповского является популярная книга по русской истории «Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах». С момента выхода в свет первого тома (1879) книга выдержала еще девять переизданий, была удостоена Большой премии имени императора Петра Великого «за лучшие учебные руководства и пособия для средних и низших учебных заведений и за книги для народного чтения».
«Родная старина» не воспринимается сегодня как справочник, скорее, как литературно-историческое произведение.
Предлагаемые отрывки из книги печатаются по раритетному изданию 1911 года, в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка.
Щедрость и доброта Владимира, о которых говорит летописец, видно, по душе пришлись русским людям. В своих былинах народ наш вспоминает о пирах Владимира, называет его «ласковым князем», «красным солнышком».
В былинах этих смешались преданья народа о глубокой языческой старине, о Владимире и о том, что происходило после него. В народных былинах сказывается память о той поре, когда тяжело жилось людям. Только и дела было, что отбиваться от хищных врагов: налетали они на Русскую землю, словно хищные птицы. Да и дома у себя было довольно тяжелого труда предкам нашим. Лесные трущобы тянулись на сотни верст, полны они были лютых зверей; ни проезду, ни проходу не было в непролазных дебрях. Надо было и пути прокладывать, и от зверя землю очищать, и от хищных врагов ее оборонять. Приходилось вести тяжелую борьбу, нужна была тут сила да ловкость. Силачи да удальцы в большом почете бывают в такие времена. Выдавались в ту пору и у предков наших «удалые добрые молодцы», «богатыри могучие». О них-то и поет народ те песни, где вспоминает и о Владимире.
Пирует Владимир Красное Солнышко в своей гриднице высокой, пирует с ним и дружина его храбрая. Много на пиру славных могучих богатырей. Подают тут яства сахарные, питья медвяные. Все наедаются досыта, напиваются допьяна. Весело и привольно всем подле Красного Солнышка. На гуслях звонких наигрывают, песни веселые поют. Сам князь рад, потешается, по светлой гриднице похаживает да гостей потчует. Турий рог с вином заморским обходит гостей. Подносят одному ковш меду сладкого, другому чару зелена вина в полтора ведра. Принимает богатырь ту чару единой рукой, выпивает «за единый дух». Много на пиру славных могучих богатырей: тут удалой наездник Добрыня Никитич, что страшного Змея Горыныча убил; тут и Алеша Попович, что не столько силою, сколько хитростью да сноровкой одолел Тугарина Змеевича; тут и Илья Муромец. Много и других богатырей пирует у Владимира. Всем удальцам, какого бы рода и племени они ни были, есть место на «почестном» пиру у Владимира. Много сильных и храбрых богатырей за княжьим столом, но нет могучее Ильи Муромца.
Был Илья родом крестьянский сын. Не владел он сначала ни руками, ни ногами — в сиднях сидел тридцать лет и три года. Пришли к нему раз нищие калики перехожие (сам Иисус Христос и два апостола, говорится в некоторых былинах). Просят они Илью дать им воды испить. Не мог сначала он встать. Второй раз требуют калики воды у Ильи; вдруг почувствовал он в себе силы, стал вставать, «словно встрепанный». Пьют калики и Илье велят испить воды.
Выпил он и почуял в себе силу непомерную. Не сидится Илье после этого в родительском доме, просит он у своих родителей «великого благословеньица» ехать в Киев к князю Владимиру «на поможение» и «на сбережение». Дает отец Илье заповедь великую: не проливать крови понапрасну ни христианской, ни басурманской. Начинает Илья свои подвиги. Подъезжает он к Чернигову, а под городом стоит вражья сила — сметы нет. Богатырское сердце «разгорчиво и неуемчиво». Берет Илья в руки саблю острую и начал ею по силушке погуливать. Где проедет — делал улицы, где повернется — переулочки. Избил он рать вражью, только трех царевичей в живых оставил, чтоб они повсюду сказывали, что «святая Русь не пуста стоит», что «на святой Руси есть сильные могучие богатыри». Напали раз на Илью разбойники, хотели его ограбить. Вынимает Илья из налушна тугой лук, из колчана стрелку каленую, стреляет не в разбойников, а в сырой сучковатый дуб. Разлетелся дуб мелкой щепкой. А от треску и грому разбойники с коней попадали, пять часов без памяти пролежали. Захотел Илья проехать в Киев к Владимиру Красному Солнышку дорогою прямоезжею, да нельзя прямым путем попасть в Киев ни пешему, ни конному. Заложена та дорога Соловьем-разбойником. Сидит он на семи дубах, кричит он по-звериному, свистит по-соловьиному, никому не устоять против его посвиста. Поехал Илья дорогой прямоезжею, подъехал к Соловью. Стал Соловей свистать по-соловьиному, шипеть по-змеиному, реветь по-звериному. На колени пал конь Ильи. Пустил Илья стрелу каленую и угодил Соловью в правый глаз. Полетел Соловей с дуба комом к сырой земле. Илья привязывает его к седлу и везет в Киев. С этой удачи богатырской вошел он в большую славу, стал служить Владимиру и оборонять землю Русскую. Идолище поганое является к Киеву с похвальбой и требует у Владимира поединщика. Илья выходит против него и убивает его. Стоит затем Илья с могучими богатырями на заставе богатырской, оберегает от беды землю Русскую. Бьется тут Илья с Жидовином-богатырем и убивает его.
Подвиги свои Илья совершает тогда, когда нужно избавить кого от беды, постоять за честь земли Русской. Действует он не из корысти, почета не ищет, похвальбы не любит, да и принимается за дело он только тогда, когда нельзя обойтись без него, когда ему «некем заменитися». Хитрости, лукавства в нем нет: всякое дело ведет он прямо, начистоту. Все эти свойства высоко ценит наш народ, потому-то Илья и самый любимый его богатырь.
Много былин сохранилось у народа и о других богатырях. В песнях этих много небылицы, похожи они на сказки, но есть в них и доля правды: в них живо отражается то время, когда беспрерывная борьба вызывала богатырские силы; без этих сил плохо пришлось бы нашим предкам.
В Киеве на высоком берегу Днепра поставлен памятник Владимиру, а на том месте, где, по преданию, крестились киевляне, воздвигнут памятник крещения.
Великое дело совершил Владимир, обратив народ свой в христианство: оно мало-помалу стало проникать в нравы народа и смягчать их. Церковь наша признала Владимира после его смерти святым и равноапостольным. С христианством вместе явилась у нас грамотность.
«Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах», 1911 г.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. 1895—1896
Федор Рерберг. Богатырская застава. 1895
Андрей Шишкин. Последний бой Ильи Муромца. 2020