"Лукавый или бес?"(притча)
Игорь Го Марат
Порой, совершая какую-нибудь глупость или, более того – грех, мы виним во всем беса. На замечание о своей глупости или грехе, говорим:
– Ой, да это не я сам, это бес попутал меня.
А что ж такое – это слово «бес»?
Бесы (иначе: демоны, черти, нечистые, лукавые, падшие духи, злые духи, диаволы) – свободно-разумные бесплотные существа, бывшие некогда светлыми ангелами, но взбунтовавшиеся против Бога и отпавшие от Него, в результате чего были изгнаны с небес.
Лукавые бесы – то есть, лживые, обманные, подлые, хитрые. Вот и получается, что вместо того, чтобы признать свой грех, свою глупость, мы лжем, обманываем, хитрим, дабы оправдаться. Лукавый бес – это не кто-то со стороны, а мы сами со своей ложью оправдываемся и хитрим, упоминая его.
Совершив одну глупость или один грех, мы тянем в свою душу следом еще массу других, пытаясь «свалить» свою вину на какого-то беса.
Вспоминается история из житий святых. Во время поста в одном из монастырей все братья сдавали нагревательные приборы игумену, чтобы не готовить пищи на огне. Один монах остался в своей келье и стал на ложке над свечкой поджаривать яичко. В этот момент открылась дверь, и вошел игумен. Монах упал на колени и вскричал: «Святый отче, бес меня попутал!» А бес из угла ему ответил: «Как же я мог тебя попутать, я сам учусь у тебя. Я такое в первый раз вижу».
Уже взрослыми людьми, совершая какие-либо ошибки, глупости или грехи, мы, по совету современных «коучей» околопсихологических наук, начинаем искать виноватого. Этакого беса в нашей жизни. Особенно любимая тема этих «ученых мужей и жен» – детство. По их утверждению, все приходит из детства. То есть ошибки, глупости и грехи – это некая травма детства. Но нет, это не так. Хитрость, лживость, подлость и обман – это приобретение взрослой жизни. Это мы сами, не признающие своего греха и, что более страшно, оправдывающие эти грехи обстоятельствами жизни, а проще – бес попутал.
Никто из людей верующих не отрицает присутствия злых духов (бесов) в окружающем мире. Еще св. праведный Иоанн Кронштадтский писал, что упорное неверие в бытие злых духов – это настоящее беснование, так как идет наперекор Божественному Откровению. Тот, кто отрицает злых духов, уже поглощен диаволом.
Но не стоит свои собственные ошибки, глупости и грехи списывать на действие злых духов, если сами мараемся в них по своей воле. Не надо ли умерить гордыню и перестать себя оправдывать, чем еще больше тешить того же беса?
«Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком, а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом» (преподобный Иоанн Лествичник).
***