По другой легенде, тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть… Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь
обитель. <…>
В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский, подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет – фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века – скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского. <…>
Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. <…> Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей – Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.
Дмитрий Годунов (на первом плане) в толпе бояр на патриаршем богослужении (миниатюра Годуновской псалтыри, 1594 г.)
Смута стала для Ипатьевского монастыря тяжелым испытанием. В 1608 году один из отрядов Лжедмитрия II захватил обитель. Спасителями стали ополченцы, прибывшие из Галича. Они вырыли вокруг монастырских стен осадный ров, грамотно организовали осаду и выбили захватчиков из монастыря. <…>
И вот наступил ключевой, переломный момент в русской истории. Самозванцы изгнаны, интервенты побеждены, семибоярщину свергли, Россия выбирает нового царя. Боярство московское выдвигает Михаила Федоровича из рода Романовых. Земский Собор в 1613 году присягает в Москве шестнадцатилетнему Романову. Но сам избранник в это время не в столице – он в селе Домнине, в костромской своей вотчине. Из Москвы на север, в Кострому, отправляется Великое посольство: волеизъявление народа нужно донести до будущего монарха.
У стен Ипатьевского монастыря он вместе со своей матерью инокиней Марфой встречает московское посольство и процессию из духовенства и мирян, пришедшую из Костромы. Во всех костромских храмах звонят колокола, Михаилу преподносят грамоты, но… напуганный интригами, войнами, предательством, убийствами юноша избрание свое не принимает и от трона отказывается. Шесть часов послы убеждают юношу и его мать согласиться со своей – действительно полной опасностей и огромной ответственности! – судьбой. Наконец, в Троицком монастырском соборе молодого государя благословляют на царство чудотворной
иконой Феодоровской Божией Матери.
На протяжении трех веков Романовы холили и лелеяли Ипатьевский монастырь. В XVII веке он был восстановлен, надстроен, украшен, расширен… Лучшие зодчие, каменщики, иконописцы – и приглашенные, и местные, – трудились над его преображением. <…> Пополнялась монастырская библиотека, создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники – небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц.
Росло число жертвователей и покровителей монастыря, росли вклады, увеличивалась братия – монастырь процветал, богател, и авторитет его рос год от года. Однако в конце XVII века на престол взошел великий реформатор Петр I, который монахов не жаловал и подход к обителям имел сугубо практический. Над Ипатьевским монастырем сгустились тучи…
Ипатьевский монастырь, вид около 1613 г. Реконструкция XIX века
Основание монастыря:
от легенды – к истории
«Преименитая Лавра»: от деревянной обители – к каменной крепости
Михаил Романов: от Смуты – к новой династии
Призвание на царство Михаила Романова в Ипатьевском монастыре
Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры – Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» – русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от со- творения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи.
XVII век: от расцвета – к закату