Непрерывность традиций — непрерывность жизни
Непрерывность традиций — непрерывность жизни
Борис Кустодиев. Масленица. 1916
Зима… Время самых веселых и любимых праздников, и каждый из них связан с определенной традицией: Новый Год – с елкой, с новогодними пожеланиями и поздравлениями, Святочная неделя между Рождеством и Крещением – с гаданиями, Крещение – с купанием в проруби, Масленица – с блинами. Эти традиции берут свои корни из жизненного уклада наших предков, и хотя культурно-исторические реалии меняются, единство и многогранность русской культуры обеспечивается общими старинными традициями, обрядами и привычками. Что бы ни происходило, а эти праздники, ритуалы, традиции – всегда с нами.
Некоторые традиции имеют корни в язычестве, задолго до крещения Руси. У каждого славянина дома был свой домовой, в любой бане жил банщик, в лесах водили хороводы кикиморы и лешие, а в водах плескались русалки. И существовали бесчисленные приметы и обряды на все случаи жизни.
С XVIII века все это утратило магический смысл и стало веселой игрой. Даты празднования тоже сместились – теперь колядовать принято с Рождественского сочельника 6 января и до 19 числа, на которое приходится Крещение Господне.
В наши дни нет такой традиции – широко отмечать День зимнего солнцестояния, но Святки и Колядки сохранились. Время чудес, гаданий, игр, представлений, с катанием на горках, походами в гости и всевозможными добрыми развлечениями. В память о событиях Рождества и Крещения Спасителя эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям. Вспомнить о бедных, больных, нуждающихся людях. Чтобы избежать неприятностей, нужно встречать зимнее солнцестояние только с чистыми помыслами и верить в то, что слово, произнесенное в самом начале нового солнечного цикла, обязательно воплотится в жизнь в течение года.
День зимнего солнцестояния. Для наших предков – поворотный пункт в году. Даже пословица ими придумана: солнце на лето, зима на мороз. Считалось, что в День зимнего Солнцеворота могут исполниться заветные желания – и кардинально измениться судьба. В этот день также колядовали, а девушки еще и гадали на суженого. С принятием христианства языческие песни сменились христославными, а бутафорское солнце в руках гуляющих превратилось в Вифлеемскую звезду.
Колядовали. У славян с зимним солнцестоянием совпадал народный праздник Коляда, который позже соединился с Рождеством (и из-за разницы календарей немного «съехал» на начало января). Наряжались так, чтобы никто их не узнавал, и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Распевали церковные песнопения, а также колядки – духовные песенки, посвященные Рождеству. На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов.
Украшали ими стол, окна и дарили колядующим. В святочные дни пустой стол считался плохой приметой.
Гадали. О жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной темой гадания было, конечно, замужество.
До начала XVII века Новый год на Руси наступал вместе с весной – 1 марта, потом сместился на осень. В период правления Петра I, с 1700 года, праздник стали отмечать первого января. Рождество Христово – один из главных православных праздников, который по значимости уступает только Пасхе и имеет древние традиции. Атеистическая революция 1917 года выкинула на свалку истории Рождество. Первое Рождество с 1917 на 1918 год в Петрограде и Москве прошло практически незаметно: было не до этого – повсюду царила ужасная разруха. Только Церковь в ту зиму совершала торжественные рождественские богослужения. Общее же настроение горожан было далеко не праздничным. Главным праздником года большевики сделали Новый год, прицепив к нему все бывшие рождественские атрибуты: елку, Деда Мороза, горящие звезды, подарки…
Ф. Сычков. Масленица.1914
«Солнце на лето – зима на мороз»
Новый год и Рождество Христово
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году. Перед этим проводилось исследование, у респондентов спрашивали, какие традиционные русские народные праздники они знают и отмечают. И тогда лишь 40 % опрошенных назвали Рождество. Преимущественно это были люди старшего и среднего возраста. Молодежь такого праздника не знала… Советское время добавило свои новогодние традиции: Снегурочку, обращение главы страны, новогодние огоньки, салат «Оливье»…
Празднование Рождества вернулось к нам. Мы проводим его в кругу семьи, ощущая радость, которую приносят самые дорогие люди.
В. Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. 1722
Русские традиции и обряды веками хранили народные представления о должном и правильном, поэтому рождение новой семьи проходило по устоявшейся схеме: выбор невесты, сватовство, договор о приданом, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба. Все было продумано до мелочей: монологи, диалоги, действия. В старину говорили «играть свадьбу», потому что она продолжалась несколько дней и сопровождалась разными песнями – шуточными, величальными, хороводными, а также – плачами. Да, на Руси невеста должна была громко плакать перед свадьбой. Девушка прощалась с родительским домом, с посиделками и гуляньями, с чистотой девства и готовилась к материнству, к тяжелому труду. В крестьянском сознании жила древняя идея: невеста словно бы умирала для прежней жизни, чтобы возродиться для жизни новой…
Свадьба. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку. Сегодня свадьбы играют круглый год, а в старину, согласно этнографическим записям, самым благоприятным днем для свадьбы было воскресенье, а лучшим временем – весна. Среди существующих храмовых праздников выделялись особые дни, когда играть свадьбу не только рекомендовалось, но даже считалось хорошей приметой. Самыми благоприятными периодами для бракосочетания, а также венчания считались Осенний мясоед, Зимний мясоед и начало лета.
Пожениться зимой было сложно – подходящих дней не так много. Например, можно было успеть с 7 по 10 января, после Рождественского поста, но до Крещения Господня. Особенной датой зимнего свадебного календаря был Иванов День (зимний мясоед, зимний свадебник). 20 января им открывался непродолжительный свадебный сезон. Эта дата знаменовала еще и окончание Святок. К слову, на Святки свадьбы не проводились.
18 декабря 1917 года в России брак переставал быть союзом двоих перед Богом, обязанность женить людей перешла от церкви к гражданским службам. В революционной России молодежь не желала жить по старинке, и свадьбы были объявлены мещанством. В 20-е годы власти попытались ввести новый обычай – «красной свадьбы». Никаких белых платьев, обрядов, благословения родителей и караваев – только стол для регистрации, покрытый красной тканью: семья становилась ячейкой общества. В церкви венчались, конечно, но не все, и делали это скрытно…
К. Маковский. Боярский свадебный пир (фрагмент). 1883
«Горько!»
Начиная с конца 50-х, комсомольская организация стала настаивать на том, что людям нужны красивые свадьбы – после войны люди хотели праздника. Советские люди стали жениться в костюмах и белых платьях, прослушивать в торжественной обстановке проникновенную речь работника ЗАГСа, обмениваться кольцами и поцелуями...
К. Маковский. Сваха. 1900
П. Яблоновский. Свадьба. 1973
Любая свадьба на Руси сопровождалась большим количеством свадебных примет, свадебных поверий. И у зимней свадьбы есть особенные приметы.
• Свадебные поезда должны ехать к церкви не прямой дорогой, а петляющей, чтобы нечисть не догнала молодоженов.
• Свадьба в снежный день – к состоятельной, благополучной жизни, если в день свадьбы сильный ветер – жизнь у молодых будет ветреной.
• Если в день свадьбы сильный мороз ударит, значит, первенец будет мальчиком крепким и здоровым.

Старые народные обычаи и обряды постепенно забываются и в новых условиях изменяются, приобретают более светский характер, и современные свадьбы несравнимо проще организуются. Но по прежнему, по русской традиции, на свадебном застолье кричим «горько», чтобы не сглазить новобрачных. Дружки – придворные свадебные чины на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения. А сейчас мы называем их тамадой… Белое платье, воздушная фата, свидетели со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша Мендельсона… И каравай!
Современный красивый свадебный ритуал встречи молодых «хлебом-солью» имеет давние корни. Одна из главных и знакомых нам традиций. Его выпекали из пшеницы – символа плодородия. Обязанность замешивать для него тесто доверяли только замужней, счастливой в браке и имеющей детей женщине – таким образом она делилась семейным благополучием с молодоженами. Подносился каравай матерью жениха после венчания в церкви. Угощение молодые должны были трижды поцеловать. Традиция ломать каравай пришла позже из Англии.
Благодаря вековым традициям люди чувствуют связь между поколениями, не забывают о своих истоках и ощущают духовную поддержку. Пасха, День памяти или День победы, Рождество, Новый год – это те даты, которые вызывают у каждого человека множество воспоминаний и чувств, связанных с приятными моментами единения поколений. Традиции – способ передачи народного опыта и источник формирования народного характера.
М.Садунов. Свадьба. 1965 г
Каравай свадебный.
В русском народе не исчерпана душевная энергия!
Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962
В Переславском уезде свадебные обряды начинаются и продолжаются в таком порядке:
Отец и мать жениха посылают к родителям невесты сваху, и как скоро согласятся они отдать свою дочь, так отец жениха посылает к ним брата, или другого родственника звать к себе невестина отца для пропою, а этот созывает всех родственников своих и отправляются туда, и тут начинается угощенье. Когда они возвратятся в дом невесты, то она станет посреди избы, накроется платком и плачет:
Ты радельник мой батюшко
Ты радельница матушка
И что у вас за пир идет
За веселые за празднички
Али пропили меня молоду
Вы за чару зелена вина
И вы не дали мне молоде
И вы не дали нагулятися
В красоте моей во девичей
Отдаете меня молоду
На чужую дальню сторону
Ко чужому отцу с матерью
Ко чужому роду племени.
Потом начинает плакать к подругам:
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЛАЧИ В ПЕРЕСЛАВСКОМ УЕЗДЕ
Вы голубушки мои белые
Мои милые подруженки
Об чем я вам побью челом
Понизехоньку покланяюсь:
Не оставьте меня молоду
Не оставьте голубушки
Проводите меня молоду
На чужую сторонушку.[…]
Девицы каждый вечер собираются к невесте в посиделки до самого девичника, называемого здесь поужинкой,– а в этот день собираются все невестины родственники; как они начнут собираться, то невеста покрывается платком и каждого из них встречает следующим плачем:
Ты на свет мой дядюшка
Не прогневайся родимый мой
Что я тебя не встретила
Середи двора широкова
По конец мосту калинова
Что печаль младу захватила
Подкосились ноги скорые
Опустились руки белые.
Во время ужина она снова становится покрытая платком посредине избы и в плаче выбирает себе поезд*; плач этот поется так, обращаясь к каждому из предназначенных ею поезжан:
Ты на свет мой дядюшко
Об чем я тебе побью челом
Понизехоньку покланяюсь
Проводите-тко меня молоду Н
а чужую дальню сторону
Ко чужому отцу с матерью.
Русская Семья с древних времен чтит традиции своего народа, и большое количество обрядов тесно связано именно с семьей. Константин Никитич Тихонравов (1822-1879) – выдающийся исследователь старины, редактор «Владимирских губернских ведомостей», секретарь Владимирского губернского статистического комитета, исследователь Владимирской губернии, опубликовал свыше 700 статей по истории, археологии, этнографии и статистике Владимирской губернии, получив у современников звание «владимирского Нестора-летописца». Он уделил много внимания свадебным обрядам. Предлагаем вниманию читателей отрывки из раритетного издания «Владимирский сборник», 1857 года издания, в который вошли материалы, собранные автором. Орфография, грамматика и лексика первоисточника.
После этого плача отправляются к заутрене; впереди идет отец крестный, за ним невеста и потом все ее подруги. После заутрени служат молебен. Вышедши из церкви, невеста покрывает голову платком и обращаясь с плачем к отцу крестному, идет домой. Плач этот поется так:
Когда после ужина все родственники разойдутся по домам, сажают за стол подруг невесты, а она садится на самом краю и плачет к подругам:
Во останные во первые
За столом за дубовыим
У радельника мово батюшка
У радельницы матушки. […]
Ты на свет мой крестный батюшко
Об чем я тебе побью челом
Понизехоньку покланяюсь
Ты поди-тко потихохоньку
И ты дай-ко мне молоде
И ты дай мне нагулятися […]
М. Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777
После этого поклонясь подругам, идет в избу и они все за ней идут туда же. Войдя в избу и помолясь, снова плачет:
К. Маковский. Под венец. 1884
Ты радельник мой батюшко
Радельница матушкам
Была то я молода
Я у ранней заутрене
У честнова молебена
Я молилась не склоняючи
Я глядела не мигаючи
И я видела молода
Я свово-то суженаго
Об чем то я вам побью челом
Понизехоньку покланяюсь
Благословите меня молоду
Вы ко батюшку ко злату венцу.
Подруги все ночуют у невесты, и как ударят к заутрене, то невеста, не засвечая огня, накрывшись платком, обращается с плачем к матери:
Раздельница моя матушка
Уж ты встань-ко родимая
Пробудись от крепкова сна
Засвети-тко ты светла огня
Собери-тко ты меня молоду
Ко честной славной заутрене
Ко честному молебену.
Потом обращается с плачем к отцу крестному, который на эту ночь также остается в доме невесты:
Ты на свет мой крестный батюшко
Об чем я тебе побью челом
Понизехоньку покланяюсь
Проводи-тко меня молоду
Ко честной славной заутрене
Ко честному молебену.
Как скоро подходит к воротам, их отворяют ей отец с матерью и войдя на двор, невеста плачет к подругам, становясь лицом к воротам:
Вы голубушки мои белые
Мои милые подружинки
Спасибо вам голубушки
Проводили вы меня молоду
Ко честной славной заутрене
Уж об чем-то я вас просить буду:
Как придет весна красная
И вы будете в лугах гулять
И вы будете цветочки рвать
Станете веночки вить
Вы сорвите и мой цветок
Вы и свейте и мне венок
Занеситко-те голубушки
Ко радельнице моей матушке
Положила бы она мой венок
Ко себе во кован ларец
Через час бы поглядела
Не завянет ли мой цветок
Не заноет ли мое сердце
Во чужих людях живучи.
После этого плача подруги расходятся по домам и, одевшись в праздничную одежду, снова приходят в дом невесты, и как приедет за невестой поезд, т.е. жених и все его родственники, то подруги перед входом его в избу садятся все за стол и украсив заранее приготовленную елку лентами и зажегши на ней восчаные свечи, ставят на стол и поют песни к невесте, а она сидит покрытая с ними же на постланной на лавку шубе. Первый входит в избу дружка и просит подруг, чтобы они вышли из-за стола. Девки, не обращая внимания на него, продолжают петь песни и наконец говорят, что они даром места не уступят, а чтобы он прислал помоложе себя с выкупом. Тут входит жених, за ним вносят пряников, и жених, подойдя к столу, говорит: «ну, красныя девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой кладет по прянику или по два, смотря по состоянию. Девки опять не обращая внимания и на него, поют песни. Потом подходит тысяцкой (так называется крестный отец жениха) и говорит: красныя девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу, – и кладет перед любимой подругой невесты, а если есть сестра, то перед ней деньги (до 1 руб. сер.). Если этим даром довольны, то прощаются с невестой, целуют ее и выходят из-за стола, а елку оставляют все-таки на столе. Елка эта называется красотой. Невеста берет эту елку и с ней выходит из-за стола и относит ее к матери – к печке, а мать, взявши елку, ставит ее в угол. Отец крестный невесты берет ее за руку и сажает на шубу за стол рядом с женихом, а по другую ее сторону садится сваха женихова. Невеста начинает плакать в последний раз:
Как не пава по заполью ходила
Не златыя перья ронила
Завели-то меня молоду
За столы за дубовые
И за скатерти браные
Ты радельница моя матушка
Ты послушай родимая
Что я буду тебе рассказывать:
По правую сторонушку
У меня у младешеньки
Точно зимушка холодная
А по левую сторонушку
Морозы трескучие
Впереди меня молодой
Что мятель метет
Снег в глаза несет
Не дает-то мне молодой
Не дает свету видети.
Потом обращается к приезжей, т.е. жениховой свахе:
Ты приезжая моя свахынька
Ты зачем ко мне приехала
И ты как про меня проведала
Не в полях-то мы с тобой гуляли
Не работушку работали
Не расплетай-ка мне голубушка
Не расплетай мою русу косу
Не обрывай-ко ты крупен жемчуг
Не выплетай ты ленту алую.
В это время сваха расплетает ей косу, гостей угощают, а подруги поют к поезжанам песни и те дают им деньги. Вскоре после этого выводят невесту из-за стола и начинают одевать к венцу, а она плачет:
Ты голубушка моя белая
Моя милая тетушка
Об чем-то я тебя просить буду
Не княжна-то я не боярыня
Не слуга ты моя верная
Потрудись-ко ты голубушка
Подай-ко ты мне цветно платье
На мои плечи могучие,
Цветным оно цветнехонько
К моему сердцу холоднехонько.
М. Молодых. Невеста. 2014
За сим родители благословляют ее и сначала женихов, а потом и невестин поезды отправляются в церковь.
*Поезд. Повозки, на которых сваты добирались до дома невесты, потом к дому жениха со всем приданным. Сейчас называется свадебным кортежем. И теперь жениха и невесту всегда сопровождают «поезжане», правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельни.
«Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то очередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ». (А.К. Толстой. Князь Серебряный)
Не все древние традиции совместимы с современным мировоззрением, не все старинные обряды понятны современному человеку. Например, вряд ли кто в наши дни покупает дочке сундук для приданого. И в праздничной рубахе босиком по вспаханной земле семена не разбрасывает. Зато мы с удовольствием сжигаем чучело Зимы на Масленицу, прыгаем через костер на праздник Ивана Купала, ходим в церковь за освященной водой на Крещение. И водим хоровод!
«В лесу родилась елочка…» – кружит детвора вокруг новогодней елки. Хоровод, самый древний танец, пришел к нам из глубины веков. Известно, что уже в древней Месопотамии при жертвоприношениях богам вавилоняне совершали хороводные пляски. Кто и когда первым на Руси завел хоровод доподлинно неизвестно, изначально танец был частью языческого обряда поклонения могущественному богу солнца. Хороводы водили прежде всего взрослые, и в этом был особый смысл, и все было важно: песня, ритм, темп, движение. Какой бы ритм не задавался во время танца, нельзя было разорвать рук!
Хоровод многолик и у него много имен – «хоро», «коло», «танок», «ехор», «хоруми», «карагод»… Просто так наши предки ничего не делали – были хороводы любовные (всем знакомый «ручеек», в который играли еще наши бабушки), хороводы на венчание, хороводы на выздоровление… Ни одно праздничное гуляние не обходилось раньше без хоровода. И во всех этих танцах – широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Владимир Даль в «Толковом словаре» пишет о хороводе: «Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями». До замужества или женитьбы в хороводе парни и девушки приглядывали себе пару. В крестьянских семьях, где росло две или больше сестер, младших дочерей не отпускали водить хороводы до выхода замуж старшей. На свадьбе водились хороводы для объединения родов – помогало наладить контакт между новыми родственниками. Один из способов душевного общения, так сказать.
Известен ли вам древний способ набора, аккумуляции, энергии? А это хоровод. Причем по силе и быстродействию эта народная традиция имеет ярко выраженный лечебный эффект. Если вы хоть раз водили хоровод, то помните наверняка, как буквально через 5 минут улучшилось настроение. Хоровод дает общую силу каждому отдельному человеку, передаваясь из руки в руку. В древности так болезни прогоняли: вокруг больного шли хороводом – и передавали энергию для выздоровления.
Танец карагод длился минут 20, у него сложный рисунок – что-то наподобие лабиринта. Одновременно в нем участвовали более ста взрослых мужчин и женщин. Первыми обычно ставили сильных мужиков, а на самый край, в конец, ставили больных, хворых. Первый шел медленно, а из-за закручивания петель лабиринта хоровода последним приходилось почти бегом бежать. Так вся энергия пения и танца передавалась самым слабым

В славянской традиции есть два вида хоровода: посолонь (движение, направленное по ходу солнца или часовой стрелке) и противосолонь (против солнца и часовой стрелки).
13 августа 1479 года Московский митрополит Геронтий освятил Успенский собор в Москве и совершил крестный ход противосолонь. Великий князь Иван III разгневался на митрополита. Начался спор: как правильно совершать движение во время богослужения. В старинных книгах ничего об этом не было сказано… Один игумен, оправдывая митрополита, говорил, что он видел совершения крестного хода противосолонь на горе Афон.
Мнение князя поддержали архиепископ Ростовский Вассиан и архимандрит Чудова монастыря Геннадий: «Солнце праведное – Христос, на смерть наступи и ад связа, и души свободи, и того ради, рече, исходят на Пасху, тоже прообразуют на Утрени». А митрополит им на это, дескать, диакон совершает каждение вокруг престола против солнца... Полемика закончилась тем, что Иван III просто-напросто запретил митрополиту освящать вновь построенные храмы.
Спор был возобновлен в 1481 году. Великий князь упорно стоял на своем. Митрополит уехал в Симонов монастырь и объявил князю, что совсем оставит митрополичью кафедру, если князь не покорится. Князь послал своего сына к митрополиту с просьбой вернуться на свой престол. Митрополит не вернулся. Тогда Иван III сам поехал к митрополиту, повинился и обещал слушаться митрополита во всем, что касается направления движения.
К середине XVII века в Русской православной церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход уже не посолонь, как это было в XV веке, а противосолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческому образцу, но противники реформы нововведения не приняли. В результате в русской Церкви совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы – посолонь.

Из далеких языческих времен пришел к нам танец-хоровод, и хотя сакральный смысл мы уже в него не вкладываем – «каравай» вокруг именинника водим для развлечения – старинные обряды возрождаются на различных фольклорных фестивалях. Летом этого года прошел масштабный фестиваль, посвященный хороводной, песенной и танцевальной традиции разных народов России и дружественных стран. Славяне по-прежнему верят в удивительную силу хоровода, в невероятный подъем сил от того, что находишься в сплочении людей, близких по духу. Все вместе – рука в руку.
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!
В Грайвороне (Белгородская область) в 2015 году поставили мировой рекорд.
84 минуты 2 511 человек водили самый большой и продолжительный на планете узорный хоровод!