«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» (А. П. Чехов)
Паралич души
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы…
«Если один упадет, кто поможет ему встать?»
(Екклесиаст 4:10).
На Болотной площади в Москве расположена композиция скульптора Михаила Шемякина «Детям – жертвам пороков взрослых». Аллегория борьбы со злом и общественными пороками – их тринадцать, стоят полукругом, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой... Центральное место в скульптурной композиции занимает Равнодушие. Стоит над всеми остальными, смотрит одновременно в обе стороны, закрыв уши, чтобы не слышать… Равнодушие. Бездушие. Серое и страшное. Давний недуг человечества, равнодушие лежит в основании всех больших бед и несчастий. В Священном Писании говорится о страданиях Иисуса Христа. Его пытали, потом вели через весь город, распяли на кресте. А люди стояли и смотрели – тысяча равнодушных людей, среди которых были и те, чьих родственников он исцелил...
У польского писателя Бруно Ясенского есть незаконченный роман «Заговор равнодушных». Он начинается словами одного из героев, Роберта Эберхардта: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Медики определяют равнодушие как физическую или эмоциональную усталость. Обычные люди многозначное слово «равнодушие» (можно подобрать 94 синонима) чаще всего используют как негативное, как безучастное и безразличное отношение к окружающему миру, людям, происходящим событиям. Неинтересно, что происходит сейчас, до этого и что будет дальше. Неинтересны судьбы брошенных детей, одиноких стариков, инвалидов... Как говорится, «моя хата с краю – ничего не знаю», а еще – «пусть сам выпутывается», «сам виноват»… Или это нежелание быть ответственным за происходящее?
Михаил Лермонтов
Откуда сегодня так много равнодушных людей? А вы обращали внимание, что люди, порой, не очень-то и осуждают тех, кто прошел мимо чужой беды, устранился от чужой проблемы. Безразличие к самому безразличию? А оно не появляется само по себе. Начинается с малого, с семьи – что воспитали, то и получили. Например, если в нашем обществе стали возникать дискуссии о том, нужно ли по-прежнему отмечать День Победы 9 мая, значит равнодушием «заражено» достаточное количество людей, способных забыть историю своей страны. И это опасный маркер. Страшно, когда пусто в сердце.
Будущее планеты будет зависеть от людей, рожденных после 2010 года. Сохранит ли новое поколение такие понятия, как забота, дружба, отзывчивость? Известный педагог Василий Сухомлинский писал: «Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу».
«Равнодушие – это своего рода благо, за которое цепляются, в котором видят спасение! Ибо оно одно дает силу жить, не истекая кровью и не сознавая всей глубины переживаемого злосчастия.
Благо равнодушным! Благо тем, которые в сердечной вялости находят для себя мир и успокоение! Личное их благополучие не только не подлежит спору, но может считаться вполне обеспеченным. А ничего другого им и не нужно. Но пусть же они знают, что равнодушие в данном случае обеспечивает не только их личное спокойствие, но и бессрочное торжество лгунов-человеконенавистников. И, сверх того, оно на целую среду, на целую эпоху кладет печать бессилия, предательства и трусости». (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонские рассказы»).
Не хотим равнодушия вокруг – не будем сами безразличными. Как бы не считали другие, мы все равно были и остаемся примером, как минимум, для своих детей. Для этого непростого поколения.
Молодежь называют потерянным поколением с клиповым сознанием, полностью зависимым от гаджетов. Они мало эмоциональные, предпочитают общаться в интернете, не интересуются политикой и плохо в ней разбираются… Так было два года назад. А потом молодые люди пошли на фронт – те самые, унылые и равнодушные… Они стоят в строю, они решают судьбу своей страны, потому что в свое время деды и отцы говорили им, что Отчизну надо защищать всегда – и когда она в опасности, и когда ей трудно… Конечно, не все. Конечно, судить или осуждать молодых будут их дети и внуки. Но можем ли мы после таких решений и поступков настаивать на том, что современное общество духовно оскудевает?
ПОКАЯНИЕ.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.
А. П. Чехов. «Крыжовник»