Культура интересна в деталях. Из них складываются образы, которые раскрываются, подчас, с новой стороны, если глубже узнать об этих деталях, их смысле и предназначении. Сегодня хотим познакомить вас с научным эссе, посвященным меху, без которого сложно себе представить исконно русское обличие. В том числе, свадебное.
Традиции
Знакомясь с обрядами и ритуалами традиционной культуры русского народа, можно заметить частое употребление в них меха или же изделий из него (как правило, шубы). <…> Свадебный обряд по праву считается одним из самых архаичных и традиционных ритуалов в системе русских народных празднеств. Судя по сохранившимся источникам, мех был частью свадебного обряда уже в XVI в., а вероятно, и гораздо раньше этого времени. Тогда в этом обряде использовался столь ценившийся в Европе и России мех соболей и куниц. В XVII в. начинает складываться песенная традиция свадебного обряда, где невеста часто сравнивается с куницей. Например, в тексте одной из песен, относящихся к середине XIX в., читаем:
Великорусский свадебный песенный фольклор называл жениха соболем, а невесту – «черной куньею», а во время малороссийской свадьбы специальные обрядовые присловья изображали жени ха как ловца-охотника, а невесту – как куницу – его ценную добычу. Некоторые этнографы XIX в. связывали эту традицию именования с тем, что в славянской древности жених якобы вносил за свою невесту подать князю черной куницей. Думается, что в данном случае следует видеть скорее народные представления о ценности меховых животных. Сравнение жени ха с соболем, а невесты с куницей было связано с восприятием меха как символа семейного богатства, которое желали молодым при исполнении песен. В то же время именование невесты куницей действительно могло уходить корнями к древней традиции свадебного выкупа ее родителям, когда вместо денег на Руси использовались куны (шкуры куниц). <…>
Вызывает интерес и другой свадебный обычай: встречая жениха, молодая набрасывала на плечи соболью шубу или другую одежду из меха, а затем низко кланялась своему суженому. Эта традиция бытовала еще в XVII в. Вот что сообщает о ней иностранный путешественник А. Олеарий: «Когда невеста узнает о прибытии новобрачного, она встает с постели, накидывает на себя шубу, под битую соболями, и принимает своего воз любленного, наклоняя голову». В этой же комнате стоит несколько мальчиков с факелами, которые удаляются перед ритуальным кушаньем молодыми каши, по лучив за это по паре соболей. Конечно, А. Олеарий описывал свадьбу знатных людей, но надо полагать, что и в народ ной среде обряд был схожим, так как русская культура в XVII в. еще не делилась на элитарную и массовую. <…>
По данным середины XIX в. невесту и жениха сажали на собольи шкурки и обмахивали лисьими и куньими хвостами, а в бедных семьях использовали с этой целью овечьи шкуры и тулупы из того же меха. Эта традиция представляется очень старой: еще в 1526 г. свадьба Василия III включала такой же ритуал обмахивания молодых соболями. Другой интересный «меховой обычай» свадьбы заключался в том, что жених и невеста за праздничным столом садились вместе на большую лохматую шкуру или же на лежащую мехом наружу шубу. Затем, отправляясь в церковь, молодые сидели в санях на специально постеленной для них меховой подстилке. В церкви, во время венчания, под ноги молодым подстилали ковер, а сверху на него клали шкурки соболей, куниц или других животных. <…>
В одной свадебной песни пелось:
Показательно и то, что «свадебный поезд» (запряженные сани для катания жениха и невесты)…в XVII–XIX вв. укра шали лисьими хвостами. Рассуждая о значении меха, вспомним, что свадьба была не просто развлечением, но со стояла из множества сложных ритуалов, поскольку с древности она была связана с важнейшей функцией выживания людей: заключением брака, с союзом мужчины и женщины, связанным с продолжением рода, деторождением, без которого жизнь прекратится. Именно в таком важном контексте и следует рас сматривать использование меха в свадебной обрядности.
Весьма интересным представляется свадебный ритуал, во время которогомех выворачивали наружу. Этот обычай зафиксирован в середине XIX в. следующим образом. Во время приезда за невестой жениха встречала «тысецкая» (распорядитель на свадьбе со стороны невесты), на которой было надето две шубы: одна – как положено, а другая – навыворот. «Тысецкая» в вывернутой шубе усаживала молодых на постель, предварительно осыпав их деньгами и сытно накормив. В некоторых вариантах этого обряда молодых встречала сваха в шубе, надетой «наизнанку». В другом случае отец и мать невесты надевали шубы, вывернутые шерстью вверх, а крестный отец накинутой на руку шу бой мехом вверх брал жениха за руку, чтобы вместе с дружкой подвести к родителям для благословления. На бело русской свадьбе шубу навыворот на девал жених, когда приезжал за своей возлюбленной. <…>
В XVII в. во время празднования крещения или дня рождения члена царской семьи в качестве подарка ему обязательно подносили собольи шкурки. <…>
Любопытно, что на свадьбе царя Михаила Федоровича в 1626 г. ему с супругой на блюде подносили два фарфоровых горшка с кашей, обернутых па рами соболей. Это указание связывает кашу и мех общими представлениями о материальном достатке и процветании.
Свадьба, как мы видим, не могла обойтись без того, чтобы не задействовать мех в своих ритуалах, имеющих цель обеспечить молодым плодовитость, богатство и достаток.

©Ляпин Д.А. Вестник славянских культур, №61, 2021
Пала, припала молодая пороша, На той на пороше слединька лежала; По той по слединьке кунья пробежала; За тою кунью охотнички ездят гаркают и свищут, Кунью брать, Катерину Степановну ищут. Коней утомили, кунью изловили.<…>
Еста, сватушка коренной
И свахонька коренная!
Благословляйте своих детей
На подклеть идти,
Под шубой спать,
Под куньей спать;
Кунью шубу к ногам топтать,
Здоровенько спать,
Веселенько вставать.<…>